Что такое педагогическое мастерство?

  ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО?

С этим вопросом можно обратиться к десяти, ста, тысяче педагогов -практиков, и каждый даст свое определение, хотя в основе все они имеют в виду одно и то же. Дело здесь, естественно, не в четкости формулировок, а в том, что большинство педагогов говорит с позиций собственного опыта. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное и всеобъемлющее, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается как нечто более конкретное и, как правило, включает в себя то, чего чаще всего ему недостает. Значит, понятие мастерство для педагогов-практиков понятие не абсолютное, не конкретное, имеющее свои «четкие границы», но, безусловно, для каждого это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится. 
Мастерство, действительно, образно говоря, можно сравнить с вершиной, к которой каждый педагог идет практически всю свою жизнь. Но оказывается, что эта вершина для некоторых так и остается недостигнутой, а для кого-то оказалась достигнутой лишь на треть, на половину. . . Для одних педагогов она является определенным стимулом в работе, других, напротив, повергает в растерянность своей недостижимостью. Но встречаются и такие воспитатели, которые не стремятся к восхождению на «педагогический Олимп», а воздвигают свою высоту и достигают ее, затем ставят новый для себя рубеж, складывая свою вершину, как пирамиду, из больших и малых успехов, которые для них и являются «строительным материалом». Различны эти вершины. . .
Но различны не только вершины, различен и путь, ведущий к ним. Для кого-то - это широкая дорога, для кого-то - тернистая извилистая тропинка, а для кого-то - бесконечный путь со спусками и взлетами, путь познания и достижения, творчества во имя воспитания и обучения подрастающего поколения, во имя ребенка.
Так какова же высота главной вершины, вершины педагогического мастерства? Вопрос далеко не риторический. Действительно, а есть ли эталон мастерства? Для всех ли он доступен? Или не мы выбираем вершины, а они выбирают нас? Сравнимы ли, наконец, сами вершины?
Редко можно встретить опытного педагога, который бы сказал, что он достиг своей вершины. Дело, видимо, не в ложной скромности этих людей, а в великой требовательности к себе. Безусловно, есть у каждого педагога-мастера возможность сказать о том, что он достиг вершины. Но, оказывается, для тех, кто творит, любое достижение сегодня должно быть улучшено уже завтра.
У каждого своя вершина, свой путь к ней, хотя измерения ее практически едины: знания, трудолюбие, любовь к детям, творчество, собственная позиция, т. е. «Я», и многое-многое другое. По словам педагогов-мастеров, вершины имеют удивительное свойство отодвигаться, т. е. , проделав определенный путь, обнаруживаешь, что достигнутая цель для тебя уже не предел, что перед тобой уже стоит новая, а значит, снова в путь к той, которую еще предстоит создать или покорить. И кто возьмется подсчитать, сколько их было или будет у каждого учителя, который твердо вступил на «тропу мастерства», т. е. бесконечного движения и совершенства.
На профессиональном пути каждый педагог  испытывает сомнения и разочарования, радость побед и отчаяние, когда все хочется бросить, но вместе с тем и великую влюбленность в свое дело, большую благодарность тем, кто вручил тебе свою жизнь, кто поверил в тебя и ради которых ты обрекаешь себя на муки творческих побед.
Порой мастерство пытаются рассматривать как синоним опыта. Но как не наступает зрелость у выпускника школы с получением аттестата зрелости, так не покоряются вершины мастерства сединам, даже педагогическим.
Мастерство рождается в сплаве глубоких и прочных знаний, практического опыта педагога и творческого подхода в организации учебно-воспитательного процесса, создании условий для максимального развития личности ребенка.
Педагогическое-мастерство - явление, безусловно, емкое и многогранное. Это, видимо, и объясняет тот факт, что каждый мастер «открывает» свою сторону, свой аспект педагогической деятельности, находя новые формы взаимодействия с воспитанниками и коллегами, раскрывая возможности детей, создавая особый микроклимат в группе, классе, школе, и многое-многое другое, включая самосовершенствование личности самого педагога. А личный пример педагога - это новые увлеченные молодые люди, новые творческие личности.
Нередко, давая высокую оценку профессионального уровня педагога, говорят: «Мастер». Это самая высокая оценка, самое высокое звание для воспитателя или учителя. И нет такого начинающего и даже зрелого педагога, который не мечтал бы стать мастером. А можно ли им стать, или мастером нужно родиться? Это один из вечных вопросов, на который искали и ищут ответ как студенты, так и начинающие учителя. В старину говорили, что мастерство начинается с секретов, и чем больше их, тем выше мастерство. Такие профессиональные секреты нередко носили семейный характер, передавались только по наследству.
Анализ педагогического опыта показывает, что и у учителей есть такие секреты, которые накапливаются в опыте. Чем опытнее педагог, тем большим количеством секретов-находок он владеет. Значит ли это, что мастерство вырастает из опыта? В определенной степени, конечно, ибо вне практической деятельности нет и самого педагога. Здесь уместно уточнить, что если попытаться вывести формулу педагогического мастерства, то первым его слагаемым станут знания, а затем уже идет опыт. Но как показывает анализ педагогической практики, далеко не каждый опытный педагог является мастером, да и сами секреты - результат не деятельности вообще, а прежде всего творчества. А если это так, то в нашей формуле появляется еще одно слагаемое - творчество. Действительно, творчески работающий педагог  никогда не пользуется шаблоном и не передает механически материал, изложенный только в учебнике. Он преподает с воодушевлением, пробуждает и постоянно поддерживает активный интерес у детей к знаниям.  Кто-то радуется за своих воспитанников, особенно переживая за трудных и слабых учеников, а кто-то из педагогов проявляет «железную хватку», видя в этом главное условие педагогического успеха. Таким педагогам все равно  как живут и о чем мечтают их воспитанники, каковы их планы и идеалы и т. п.  Они никогда не становятся мастерами. Почему? Да потому, что есть еще одно слагаемое педагогического мастерства -любовь к детям. Именно любовь к детям - тот определяющий компонент, слагаемое, без которого нет и не может быть мастера-педагога.
Путь к мастерству всегда долог и тернист. Он имеет свои взлеты и разочарования, свои вершины и рифы. Счастлив тот, кто достиг хоть одну из вершин, кто нашел свою, кто помог взойти на нее другим!
Счастливого педагогического пути! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий